Испания . Барселона . Модерн . Гауди .

модератор
  • Регистрация 29.10.2011
  • Индекс активности 8 083
  • Рейтинг автора 1 111
  • Город Хайфа
  • Блог 116
  • Рецепты 804

Рейтинг темы
Пт, 27 май 2016 21:23
Модерн - яркое архитектурное направление Каталонии , возникшее под влиянием французского арт –нуво в конце 19 века , но в тоже время это был возврат к исконным корням, местный аналог готического возрождения с привлечением современной инженерной науки .
Знакомству с главными фигурами этого течения будет посвящен мой следующий рассказ. Все эти мастера использовали традиционные каталонские мотивы для создания шедевров, поражающих воображение.
 
Каса Кальвет
 

 
Каса Кальвет - это дом, спроектированный Антонио Гауди для текстильного промышленника, который предназначался и для проживания, и для ведения коммерческой деятельности в части помещений. Строительство дома Кальвет велось с 1898 по 1900 год.
 
Дом Кальвет – это отражение двух архитектурных стилей того времени – барокко и модерна. Фасад здания плотно зажат между двумя соседними фасадами домов и на первый взгляд выглядит довольно обыденно.
Но уже при более тщательном рассмотрении вырисовывается оригинальная архитектура, свойственная автору.
 

 
Элементы фасада, казалось бы на первый взгляд, хаотично расположенные, на самом деле имеют особое значение и продуманы автором до мельчайших подробностей.
Так, на первом этаже здания архитектором спроектированы арки, между которыми располагаются пилястры, по своей оригинальной форме напоминающие текстильные бобины.
 
Над входом в дом расположен эркер второго этажа, который поддерживается изысканным, скульптурно выполненным кронштейном, основная деталь которого изображена в виде стройного кипариса, олицетворяющего в Каталонии гостеприимство.
 

 
Также бельэтаж здания украшен скульптурным изображением буквы «С» - первой буквы фамилии владельца дома, а также изображениями герба Каталонии, оливковой ветви, рога изобилия и рельефного гриба, символизирующего увлечение хозяина ботаникой.
 

 
В целом, фасад дома является симметричным относительно его главной вертикальной оси, эркеры здания гармонично сочетаются с изящными балконами, создавая ощущение целостности всей архитектурной композиции.
 

 
Светлый фактурный камень, из которого выполнен фасад, а также удлиненные оконно-дверные проемы и изящные кованые решетки балконов и эркеров создают впечатление открытости и элегантности всей постройки.
 

 
В оформлении фасада Гауди продумывал каждую мелочь. Так, форму дверного глазка архитектору подсказали медовые соты. При его создании гений несколько раз погружал пальцы в глиняную массу, а затем заливал полученную форму металлом.
А молотки на парадных дверях ударяют по изображению клопа. Возможно, согласно древнему каталонскому обычаю, убийство этого насекомого приносило удачу и достаток в дом. А может быть Антонио Гауди просто не любил вредителей.
 

 
Сегодня дом Кальвет все так же используется по назначению: подвал отведен под склады, первый этаж занимает офис, а на остальных этажах размещены жилые квартиры.
 
Парадокс, но самое «обычное» творение Антонио Гауди сразу после постройки, в 1900 году, было признано лучшим зданием Барселоны. Для многих это стало сюрпризом, так как к этому времени Антонио завершил несколько проектов, выглядящих более изысканно и утонченно. Однако властям столицы Каталонии именно это творение показалось наиболее достойным.
 

 

 
«Квартал раздора»
 
В конце XIX столетия этот участок стал активно застраиваться. Здешняя буржуазия привлекала к строительству своих шикарных особняков-дворцов лучших архитекторов того времени. Как будто шло соревнование, чье же жилище будет самым роскошным.
 

 

 

 

 
В результате это привело к тому, что район стал неузнаваемым, со множеством великолепных зданий, выстроенных примерно в одно и тоже время, но кардинально отличающихся друг от друга.
 
Название «квартал раздора» является указанием не на то, что три архитектора повздорили друг с другом, а на греческий миф о яблоке раздора. По его сюжету, Фетида и Пелей пригласили на свою свадьбу всех богов кроме Эриды, богини раздора.
 
Тогда она сама пришла на свадьбу и оставила подарок – золотое яблоко, на котором было написано «Kallisti» (прекраснейшей). На его получение претендовали Гера, Афина и Афродита и чтобы разрешить их спор Зевс попросил Париса, принца Трои, самому выбрать достойнейшую. В конце концов, Парис вручил яблоко Афродите, которая пообещала отдать ему самую красивую женщину на земле, Елену, жену царя Спарты, из-за чего впоследствии началась Троянская война.
 

 
Первое из трёх прекрасных зданий в этом квартале - дом Льео Морера (архитектор Доменек-и-Монтанер).
 
Дом Лео и Морера
 

 
Проект был заказом, который в 1902 году сделала Франческа Морера. Необходимо было перестроить старую постройку, принадлежавшую семье ее мужа. Как было заведено, богатые промышленники заказывали себе настоящие роскошные особняки у самых лучших мастеров. Старались посредством этого показать свое состояние и влияние, престиж и оставить свое имя в истории.
 
Работы велись под руководством Луиса Доменек-и-Монтанера.
 

 
В 1905 дом Лео и Морера (casa Lleó i Morera) предстала в новом виде и по праву считается украшением Барселоны.
 

 
По просьбе заказчиков архитектор сносит прежний фасад и восстанавливает его уже в совершенно непохожем стиле благодаря обилию интересных декоративных элементов. В наружной отделке превалируют изображение львов (Leo) и тутовых деревьев(Morera).
 
Таким образом, были увековечены фамилии собственников. Эти геральдические и растительные мотивы постоянно повторяются в декоре.
 

 
Главной доминантой во внешнем облике является угловая башня - родонда, выполненная с удивительным изяществом. Именно она притягивает взгляды и внимание прохожих.
 

 
Кстати, из-за ее у строителей возникли разногласия с городскими властями т.к высота была выше допустимой нормы и потребовалось специальное разрешение, чтобы ничего не менять. К счастью, ситуация разрешилась в пользу владельцев.
 

 

 
Для оформления балконных проемов использованы скульптуры молодых женщин, каждая из которых держит в руках одно из достижений техники (телефон, фотоаппарат, электрическую лампочку и даже фонограф), они олицетворяют собой технический прогресс.
 

 

 
Дом Амалье
 

 
Чуть дальше и на нашем пути возникнет дом Амалье, спроектированный Жозепом Пуч-и-Кадафалком.
 

 
По заказу владельца, обычный особняк был перестроен в настоящий дворец. В этом проекте архитектор опирался на традиции каталонской и фламандской готики. На фасаде Пуч и Кадафалк реализовал на практике ступенчатый декор, облицевав его яркой керамической плиткой, тем самым придав своему творению ослепительный , незабываемый облик.
 

 

 

 

 

 

 

 
На проспекте Пассеж де Грасия рядом casa Amatller соперничает ее одна постройка, созданная величайшим Антонио Гауди.
 
Каса Бальо
 
Изящный и зловещий «дом костей» - casa Batlo. Местные жители считают его самым каталонским из всех творений мастера т.к. в этой работе зодчий сумел воплотить в камне одну из самых значимых легенд для Каталонии - легенду о победе Святого Георгия над драконом. Георгий Фасад дома Бальо ничто иное, как символическое изображение пораженного чудовища.
 

 
Жители Барселоны в шутку называют это здание «Домом Костей».
Если присмотреться, дом и вправду напоминает по своей структуре скелет, где балконы – черепа, а необычные колонны – кости.
 

 

 

 
Интересный факт: до перестройки Гауди Каса Бальо - в то время доходный дом — ничем примечательным не выделялся. Жозеп Бальо-и-Касановас, владелец дома, планировал вовсе снести здание и на его месте возвести новое, но Антонио увидел в нём то, что не мог увидеть никто, и сохранил исходную структуру.
 

 
Им были спроектированы два абсолютно новых фасада, переделан бельэтаж и нижний этаж, а также появились новые элементы конструкции, такие как: мансарда, подвальное помещение и ступенчатая терраса на крыше.
 

 

 
Самая примечательная особенность творения Гауди – практически полное отсутствие у здания прямых линий. Силуэт Дома Бальо напоминает изогнутую спину рептилии – дракона, любимого мифического персонажа талантливого архитектора, который воплощал рептилию во многих своих работах.
 
Маленькую башенку Гауди увенчал Георгиевским Крестом, который можно интерпретировать как меч Святого Георгия, и «вонзил» в спину дракона.
 

 
Фасад дома Бальо выглядит просто фантастически: почти без углов изогнутые линии фасада, цвет плавно перетекает из белого внизу к лазурному у самой крыши, а окна постепенно уменьшаются снизу вверх.
Увидев это чудо, у меня в первую очередь родилась ассоциация с карнавалом, так как ограды венчают маски и шапки Арлекинов, пестрящие кусочки плитки напоминают россыпь конфетти.
 
Известно , что практически все элементы дизайна изготавливались лучшими мастерами того времени. Например, витражами занимался стеклодув Жузепо Пелегри, а за керамику отвечал Себастьян-и-Рибо и со всем остальным дело обстоит аналогично. Можно сказать, что дом Бальо — самый настоящий эксклюзив ).
Внутренние помещения дома также удивительны, как и внешний его вид.
Сразу заметно невероятное внимание, уделенное каждой частичке интерьера и опять же полное отсутствие каких-либо прямых линий — всё плавно и даже как-то «мягко», будто создано из ткани.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
внутренний дворик
 

 

 

 

 

 
Кстати , о гениальности Гауди - этот и следующий дом были построены БЕЗ ЧЕРТЕЖЕЙ ! Чисто по устным распоряжениям архитектора.
А на крыше дома Бальо есть арка в которой можно увидеть полностью Саграда Фамилия ( она в то время тоже только строилась ) . Представляете , как он мыслил космически !!! без компа Wink2
Гауди конечно не мог предположить , что почти весь пейзаж собора закроет новое здание банка , но кусочек в арку с крыши всё равно видно...
 

 

 
крыша и дракон...
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
В 2005 году «Дом Костей» был официально включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
 
Дом Мила («Ла Педрера»)
 

 
Творческая сила и размах с которыми архитектор работал над этой постройкой, превратили дом Мила в уникальное скульптурное творение, в последствии ставшего одним из символов каталонской столицы.
 
В начале XIX века в Барселоне происходит небывалый рост населения. Промышленный бум привлек тысячи новых рабочих и старый город, обнесенный древней стеной, просто уже не мог вмещать всех жителей.
 

 
В 1854 году происходит вспышка холеры и принимается решение о сносе старых стен, а в 1859 году был принят план расширения города под руководством инженера Серда. Возникает новый район Эсанчес, а вместе с ним и новый престижный бульвар Пасео де Грасия.
 
Богатые каталонские промышленники облюбовали этот район и стали заказывать постройку домов у самых известных архитекторов.
 
Пере Мила - богатый каталонский промышленник, политик и общественный деятель и его супруга Росер Сежимои в 1905 году приобретают участок на Пасео де Грасия и для строительства дома нанимают самого смелого и новаторского архитектора Антонио Гауди.
 

 
Мила был знаком с работой Гауди главным образом, по дому Бальо. Семейство Бальо и семейство Мила были хорошо знакомы. Мила искренне восхищался домом, который Гауди перестроил для Бальо, поэтому, когда они с супругой приняли решение о постройке дома, Пере Мила не колебался в выборе архитектора.
 
Но уже в процессе постройки между архитектором и заказчиками стали возникать многочисленные расхождения. Чета Мила планировала построить большое здание, в котором бы они поселились на главном этаже, а остальные помещения бы сдавали в наем.
 
Они заказали обычный дом, а Гауди придумал шедевр и на его реализацию требовались большие расходы. Гауди нередко превышал сметы, выходил за рамки площади, отведенной под строительство, все это вызывало споры с заказчиком и мэрией города.
 
В доме Мила архитектор объединил передовые инженерные решения и необузданную творческую свободу. Так на бульваре Грасия появляется волнообразное здание, похожее на гигантскую движущуюся скульптуру.
 

 

 
Внешний вид здания был настолько необычен, что стал предметом долгих споров и насмешек со стороны жителей Барселоны. В газетах появляются карикатуры, где дом изображается в виде гаража для дирижаблей
 

 
или звериной норы.
 

 
Каталанцы прозвали дом Ла Педрера (La Pedrera), что в переводе означает «Каменоломня» , сходство подмечено верно, ведь не случайно исследователи считают, что одним из источников вдохновения для Гауди служил горный массив Монтсеррат (я обязательно расскажу об этом чуде природы отдельно ). Другим источником называют море, а так же морские гравюры модного в то время японского художника Хокусая.
 
В доме Мила мастерски сочетается максимальная рациональность и структурная строгость с безграничной творческой свободой и подражанием природе.
Организация здания имеет четкую структуру. В подвале располагался один из первых в Барселоне гараж для машин. Первый этаж предназначался под патио и подъезды. Пять следующих этажей отводились для квартир, главный этаж для хозяев дома, а остальные для квартир, которые бы сдавались внаем.
 
Для большего комфорта владельцев здания архитектор предусмотрел два отдельных входа, так чтобы сеньоры Мила и арендаторы квартир могла попадать на территорию своего жилища, не пересекаясь друг с другом.
На верхних этажах Гауди расположил зоны общего пользования: чердак, прачечные, кладовые.
 
Для конструкции дома Мила Гауди сочетает привычнее кирпич и камень с новым для того времени строительным материалом – железом, его он использовал для балок и брусьев потолков и полов.
 

 
Новаторство заключается в конструкции, которая позволяет переставлять и убирать все разделительные перегородки в квартирах в зависимости от потребностей жильцов. На каждом этаже можно создать свободно планируемое пространство.
 
Фасады дома Мила находятся в постоянном движении, извилистые формы перетекают одна в другую. В фасадах Гауди воплотил невозможное: прочность камня и текучесть волнистых линий.
Из камня кремового цвета постоянно изменяется в течение дня в зависимости от перехода солнца, все это так же способствует созданию ощущения движения.
Особого внимания заслуживают кованые решетки балконов.
 

 
На крыше дома Мила Гауди создает волшебный сад каменных скульптур.
Архитектор выходит за рамки функциональности, превращает крышу дома Мила в магическое пространство, насыщенное образами, не перестающими удивлять и вдохновлять. Как утверждают, режиссер Джордж Лукас перед съемками «Звездных воин» посетил дом Мила и образы труб на крыше подсказами ему воинов империи и Дарта Вейдера.
 

 

 
Скульптор Субиракс, работая над фасадом страстей храма Саграда Фамилия берет эти трубы за образец для скульптур воинов.
 

 
Ла Педрера стала последней светской постройкой Гауди, после нее архитектор занимался только строительством своего главного детища – храмом Святого Семейства.
 
Это образец знаменитой шестиугольной плитки дизайна Гауди (1906). Недавно данный дизайн был использован также и для тротуарной плитки мостовой Квартала Раздора.
 

 

 

 
Если мы говорим об архитектуре Барселоны и стиле модерн , то невозможно обойти стороной еще одно совершенно оригинальное здание города .
 
Дворец Каталонской Музыки (Palau de la Música Catalana)
 

 
Дворцом Каталонской Музыки называется известнейший концертный зал Барселоны, это выдающееся произведение архитектуры создал зодчий-модернист Льюис Доменек-и-Монтарер( помните его дом , о котором я писала выше? ).
 
Это удивительное здание возводилось с 1905 года по 1908 как помещение для хорового общества, которое после своего основания в 1891 году оказывало большое влияние на культурную жизнь Барселоны.
Только не думайте , что это был хор типа селянских посиделок . Здесь собиралась вся буржуазная элита Барселоны . Это был модный вид досуга - пение хором .
 
Расположен Дворец Музыки в городском районе Рибера, он ярко контрастирует своим великолепным нарядным видом с серостью других однообразных зданий. На сегодняшний день дворец составляет часть Всемирного наследия ЮНЕСКО.
 

 

 

 

 

 
Хоровое общество «Orfeó Català» было организовано в 1891 году, вскоре после окончания Всемирной выставки, проходившей в Барселоне. Подобные хоровые объединения к тому времени уже существовали в других странах Европы.
 
Деньги для строительства дворца были собраны путем пожертвований с богатых горожан и промышленников, к началу XX века был готов проект здания и в 1905 году в историческом районе Ла Рибера на месте старого монастыря Святого Франциска началось строительство концертного зала.
 
Дворец каталонской музыки выполнен в стиле каталонского модерна, что означает преобладание кривых линий, динамических форм и художественных (в основном цветочных) орнаментов.
 
Отделка фасада объединяет в себе элементы многих архитектурных стилей (как испанских, так и арабских), отличительная черта центрального входа — высокие арки из красного кирпича и колоннада, отделанная разноцветными глазурованными плитками, мозаикой и витражами.
 
Над колоннами расположены бюсты Джованни Пьерлуиджи-да-Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена и Рихарда Вагнера. Еще выше выложена мозаика, на которой изображены члены хорового общества «Orfeó Català».
 

 

 

 
Визитной карточкой фасадной части Дворца каталонской музыки является скульптурная композиция Мигеля Блая (Miquel Blay) – «Каталонская народная песня».
 

 

 

 

 
Минус в том, что целиком в высоту здание сфотографировать не получится - слишком узкая улица...
 

 

 

 

 
Слева от дворца располагается новая постройка: служебное здание (с гримёрными, а также библиотекой и архивом), построенное в конце XX века по проекту современного каталонского архитектора Оскара Тускетса (Óscar Tusquets).
Особенно интересна напоминающая маяк башня, основание которой оформлено в виде пальмы:
 

 
Новая часть комплекса с другой стороны этого фасада, на углу с улицей Sant Pere més Alt, также сделана из красного кирпича, на этот раз в виде стилизованного гигантского дерева, по проекту того же Оскара Тускетса.
 

 

 

 
Здание фонда Тапьеса. Автор уже упомянутый ранее Луис Доменек-и-Монтанера только сверху какой то сюрреалестический стул ...
 

 
Гауди. Дворец Гуэля . “PALAU GUELL”
 

 
После долгой реставрации, длившейся 23 года, открыт для посещения Дворец Гюэля. Работа Антонио Гауди 1886-1888 годов.
 
И если вы решили прогуляться по знаменитым бульварам Рамблас, а Рамблас обязательно посещают все туристы, да и сами жители Барселоны с охотой прогуливаются по бульвару, в этом случае не пропустите возможности посмотреть Дворец Гуэля на улице Ноу де ла Рамбла.
 
В этом, не очень благоприятном районе, жили родители Эусеби Гуэля,
 

 
но фасад их дома выходил на Рамбла. Узкие же улочки отходящих от бульвара кварталов, не позволяли Гауди "поиграть" с формами, а Гуэль желал чего-то выдающегося, такого, чтобы люди не смогли пройти мимо, а останавливались бы и долго разглядывали фасад. Одновременно, этот особняк должен быть соединён с родительским домом проходами и коридорами.
 
Этот великолепный венецианский «палаццо» втиснут в небольшое пространство 22 на 18 метров.
 

 
Целиком оценить внешний вид всего Дворца Гуэля нельзя ни с одной точки, т.к. улица Каррер-Ноу-де-ла-Рамбла очень густо застроена. Чтобы удивить зрителей, находящихся на большом расстоянии от здания, Гауди сконструировал необычные башни-дымоходы.
 
Палау Гуэль - это дворец-метафора: нижние помещения - аскетично оформленные конюшни,псарни - ассоциация с бедностью, адом.
 

 

 

 

 

 

 

 

 
Гауди также создаёт для Гуэля герб , где помещает цитату Бердагера: " Ныне дворянин, вчера - простолюдин". Чем выше бы будете подниматься - тем богаче, роскошнее, изысканнее становятся интерьеры, тем дороже использованные отделочные материалы.
 
Верхняя часть - это путь к Богу, к Раю, к Небесам. Поэтому в главном зале потолок выполнен в виде небесного купола, пронизанного отверстиями, через которые проходит свет. Ночное загадочное небо, Вселенная - именно эта мысль приходит в голову.
 

 

 

 

 

 
Фасад здания. Между двух арочных ворот Дворца помещён кованый герб Каталонии - четыре полосы опоясывающие цилиндр. Сооружение венчает птица Феникс - символ каталонского культурного возрождения. На воротах без труда можно найти инициалы Гуэля "Е" и "G" - Эусеби Гуэль.
 

 

 

 

 

 
В здании 6 этажей. Подвальное помещение - это конюшни, которые при Франко использовались, как тюремные камеры. Здесь вы увидите массивные колонны, поддерживающие здание и винтовой пандус, по которому свободно проводили лошадей.
 

 

 
Цокольный этаж - общая лестница, приёмная и кабинет.
Первый этаж - гостиные и центральный зал площадью 80 кв.м. и высотой 17 м., вокруг которого и сгруппировались остальные помещения: спальни.
 
Крыша . Гауди считал, что один единственный архитектурный элемент не может быть достойным украшением крыши. Поэтому в замке крыша спроектирована по «сценографическому» принципу.
Каждый дымоход выполнен в виде причудливой башенки, превращая крышу в волшебный сад. Этот свой любимый прием Гауди использует во многих своих будущих проектах.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Парк Гуэль
 

 

 

 
История создания
 
История создания парка Гуэль началась в 1900 , когда известный каталонский промышленник Эусеби Гуэль приобрел большое поместье на склоне Лысой Горы (Montanya Pelada), где решил построить коттеджный поселок, по примеру английских городов-садов. Осуществление этого проекта он поручил своему протеже, архитектору Антонио Гауди.
 

 
Территория этого поместья была разделена на шестьдесят участков, на которых было задумано построить дома и виллы для состоятельных горожан, таким образом планировалось создать престижный жилой район , своеобразный райский оазис, или город-сад в центре мегаполиса. Чтобы обеспечить все удобства было предусмотрено обеспечение водой из городской водопроводной сети , прокладка канализации и централизованная подача электроэнергии.
 

 
С 1900 по 1903 год строится стена - ограждение по всему периметру парка. Затем входные павильоны, гараж, парадная лестница, дороги, виадуки и аллеи. С 1904 по 1906 был построен дом-образец, (в настоящее время - дом-музей Гауди), в 1905 - дом для семьи Триас; с 1908 по 1909 строился зал 100 колонн, и с 1907 по 1913 - центральная площадь с волнообразной скамьей.
 

 
По ходу того как шли работы по строительству инфраструктуры парка, участки были предложены покупателям, однако из 60 участков были проданы всего лишь два. Один из них купил сам архитектор, на его участке был построен дом-образец, где с 1906 года жил Гауди. А другой участок купил друг Гауди, доктор Триас.
 
Все остальные участки так и не были распроданы. Проект провалился, он так и не нашел отклика среди барселонцев... И на то было несколько причин: стоимость участков была достаточно высокой, а место слишком пустынным и немного заброшенным; и к тому же, согласно менталитету той эпохи, этот коттеджный поселок находился слишком далеко от города. Тенденция в тот момент была совершенно противоположной. Все стремились жить чем ближе к центру города, тем лучше и тем престижнее.
 

 

 

 
После кончины Графа Гуэля, наследники продали коттеджный поселок муниципальным властям, а год спустя он был открыт как парк... Таким образом, неудавшийся проект графа, подразумевавший создание коттеджного поселка для богатых барселонцев превратился достояние общества, стал одним из самых знаменитых парков мира.
 

 

 

 
В 1984 парк Гуэль был включен в список ЮНЕСКО и приобрел статус культурного наследия человечества.
 
Краткая историческая вставка.
 
Гауди работал над созданием парка 12 лет и выполнил проект в полной гармонии с природой и окружающей местностью . Здесь в обширной мере нашел применение его талант ландшафтного дизайнера...
 
Работая над этим проектом Гауди совместил различные архитектурные стили и декоративные мотивы: религиозные, урбанистические и природные. Яркие мозаики, выложенные из кусочков керамической плитки стали неотъемлемой характерной чертой для нового декоративного стиля, стиля Гауди.
 
В создании парка Гуэль участвовали другие известные архитекторы и дизайнеры, такие как Жузеп Мария Жюжол , Франсеск Беренгер , Жоан Рубио и Йоренц Матамала . Работы проводились под руководством Жозепа Пардо и Касановас.
 
знаменитые пряничные домики Гауди , сумасшедшая по красоте мозаика из керамики , спящий совёнок , голуби , зал ста колонн ...
 

 

 

 

 

 

 

Отредактировано 27 май 2016 21:24, Firefox

Меня зовут Оля
Терра инкогнита кулинарной энтузиастки №3

Есть два способа смотреть на жизнь: так , словно на свете не может быть никакого чуда,или так , словно всё на свете – сплошное чудо .Альберт Эйнштейн

Разместить комментарий

Поделиться

Лучшие авторы недели