Израиль. Бедуины. Быт и обычаи

Пенсионерка
  • Регистрация 03.01.2011
  • Индекс активности 13 283
  • Рейтинг автора 514
  • Город Беер-Шева
  • Блог 10
  • Рецепты 162

Рейтинг темы
Сб, 22 фев 2014 23:25
Я хочу немного рассказать о бедуинах, очень интересном народе - кочевых жителях пустыни.
 
Это скульптурная группа из музея бедуинского быта. Они и сегодня зачастую живут в таких вот шатрах...

 
Бедуины - кочевой народ Аравийского полуострова и Северной Африки. Это один из самых древних народов, живущих в пустыне 4-5 тысяч лет. Примерно в VI - VII веке бедуины приняли ислам, но в их обычаях и до сих пор сохранилось много языческих обрядов, особенно в семейной традиции.
 

 
В Негеве живет примерно тысяч сто бедуинов. Это граждане Израиля, но властям приходится считаться с их своеобразным укладом. Делаются попытки сделать их оседлыми жителями, однако это далеко не всегда получается. Живут бедуины семьями, которые называются ХАМУЛЛА (клан). Глава рода - шейх, остальные беспрекословно выполняют его распоряжения. Одежду носят традиционную. Мужчины одеты в длинную тунику - галабею, а на голову надевается куфия - головной убор из ткани, который перехватывается двумя хлопчатобумажными обручами. Женщины одеты в черное платье, лицо закрыто. На покрывале - это называется бурку, - чеканные мониста, серебряные подвески и украшения из камней. Платья богато украшены очень красивой ручной вышивкой, причем цвет вышивки говорит о статусе женщины - голубая и синяя - у незамужних, а женщина замужем носит вышивку красного цвета.
 

 
Современные бедуины живут полуоседло. Те, кто отказался от кочевой жизни, осваивают современные профессии, многие занимаются бизнесом. Очень большая часть бедуинов занимается животноводством - разводят верблюдов, овец, коз, птицу. Молодые парни охотно служат в армии Израиля - как следопытам, им нет цены. Рассказывают, что у них какое-то сверхчутье, по самым незаметным приметам они определяют, кто и когда прошел по данному месту и нет ли опасности.
 

И что они здесь едят? Такую картинку можно наблюдать часто, когда из Беер-Шевы едешь в другой город. А если подальше в пустыню, рядом непременно будет стоять какой-нибудь крутой джип.
 

Это привычная и обыденная картина - стоянка бедуинской хамуллы с их жильем и хозяйственными постройками, если это можно так назвать. Интересно, что такие же шатры - палатки ставят и в местах оседлого проживания. Обязательно большая палатка, крытая кошмой из козьей шерсти. Зимний вариант - черный, кошма толстая, очень плотная, не промокает и хорошо сохраняет тепло внутри палатки. Внутри все завешено и застелено коврами. Снаружи обязательные загоны для животных, цистерна для воды (ее привозят бедуинам по заказу. Когда этого не делали, они просто вскрывали водопровод. Увы, находить подземные источники они уже разучились...). А кроме того - зачастую спутниковая тарелка и бойлер для подогрева воды. Цивилизация...
 

Еще один пример кочевья.
 

Транспорт номер два после верблюда. На осликах зачастую ездят женщины. Никогда не забуду - по проспекту Рагера в Беер-Шеве, а это основная магистраль города, многорядное шоссе и напряженное движение, - в потоке автобусов и автомобилей всевозможных марок ехали две бедуинки на ослах. Закутанные во все свои обязательные одежды, соблюдая все положенные правила дорожного движения и останавливаясь на перекрестках на красный свет...
 
Об обычаях бедуинов можно рассказывать очень много Но главный их обычай - это гостеприимство. Конечно, и посещения друг друга обставлено целым рядом обрядов. Это не случайно, если учесть, какую трудную и полную опасностей жизнь вел этот народ. Сейчас в Израиле открыты музеи бедуинского быта и бедуинской культуры, а кроме того, многие туристические фирмы в свои программы включают посещение бедуинских стоянок. Это уже, конечно же, не дикие бедуинские племена, а вполне современные люди, но уклад и быт сохраняются в аутентичном виде.
 

Понятное дело, туристы!
 
Где бы ни устанавливалась бедуинская палатка, вход ее всегда будет смотреть на восток. Внутри палатка делится на мужскую (правую) и женскую (левую) части. Мужская - примерно треть всей палатки, - это и место для приема гостей. И ориентирована эта часть на север. Вот почему приближаясь к палатке, гость должен подходить с севера и дать знать о своем приближении. Тогда хозяин пригласит войти. И угостит кофе. Законы гостеприимства запрещают спрашивать, кто и по каким делам пожаловал в хамуллу. Если гость голоден и не спешит, он снимет обувь. И сядет на ковры, подушки или седла, разложенные вдоль "стены".
 
Конечно же, приезд туристов - это несколько другое дело. И все действо приобретает несколько театральное звучание. И все же. Нас рассадили на подушки по периметру палатки. И хозяин начал священодействовать. В очаге разжег огонь. (Когда-то топливом служил высушенный помет верблюдов, сейчас вполне обходятся углями или дровами для мангалов). Затем на специальном металлическом совке обжарил кофейные зерна, выложил их на деревянный совок, чтобы остыли, и вынул металлическую ступку с пестиком. И начал "молоть" зерна, но не просто так, а в ритме какой-то мелодии. Оказывается, это один из способов развлечь гостей - каждый шейх выстукивает свою мелодию. Готовый кофе засыпал в кипящий на углях кофейник, и дал закипеть. Но не кипеть, а доводил до кипения 3 раза. И снимает с огня. В этот момент с женской половины ему протянули немного зерен кардамона, он их тоже растер в ступке и всыпал в кофе. Готово!
 

У меня есть такой же кофейничек...
 
Кофе разливает или сам шейх, или ему помогает старший сын. Кофейник он держит в левой руке, а в правой - маленькие чашечки без ручек. Первые капли шейх слил на землю. Затем налил кофе себе и выпил его. И только после этого начал наливать кофе гостям. Немного, не более трети-половины чашечки. Гость берет чашку правой рукой большим и указательным пальцами, и выпивает напиток за два-три глотка. Кофе горький, без сахара. Считается, что горечь кофе символизирует горечь и слезы жизни. И поэтому не наливают полную чашку. Но если все же гость получил полную чашку кофе или вообще чашку воды, это значит, что он здесь лицо нежеланное, и лучше поскорее уйти.
 
А после трех таких чашечек кофе нам дали бедуинский чай. Это смесь каких-то трав, зеленого чая и мяты. И ОЧЕНЬ много сахара. Вот чай наливают доверху. Потому что он символизирует сладость жизни, и его должна быть полная чаша!
 
А потом нас угощали свежеиспеченными лепешками ФАЛАШИЯ - тут же их делала главная женщина хамуллы, тонко раскатывала, расправляла на руках, перебрасывая с руки на руку, и пекла на разогретом камне - минута, другая - и горячая тонкая лепешка-лаваш, фалашия - у разных народов называется по-разному, - уже лежала в стопке на столе, и мы ее ели с молотыми травами. Помнится, была солоноватая смесь, не то затар, не то что-то другое - но очень вкусно!
 
Наверное, нигде так не чувствуется колорит Востока, как на базарах. И особенно колоритен, конечно же, знаменитый Беер-Шевский БЕДУИНСКИЙ ШУК (так в Израиле называют базар). Работает этот шук по четвергам, на окраине города выделено специальное место, где и происходит торговля.
 
Впервые на шуке я побывала в 1995 году, когда приезжала в гости к своим родным. Тогда обстановка была поспокойнее, и на этот шук приезжали бедуины и из Египта, и из Иордании, и еще откуда-то. Да и местных было много больше. А кроме того, гораздо больше продавалось настоящих поделок бедуинских мастеров, ручная работа и оригинальные вещи. Продавали и продукты своего изготовления, птицу, специи, мясо. Причем цены были невысокие, и очень оригинальные штуки можно было купить совершенно недорого.
 
Сейчас приезжих нет. Но вывозят товары очень многие магазины и лавки. Правда, стало гораздо больше кустарщины в самом негативном смысле, много барахла весьма невысокого качества, однако можно найти и действительно высокохудожественные вещи. Перечислить, что здесь продают - невозможно. Одежда, обувь, предметы обихода, вышитые покрывала, мех коз, посуда, утварь, специи, женские украшения... Шум, крик, вопли зазывал, усиленные радиотехникой, толпа народа, яростная торговля и звуки арабского, иврита, английского, русского... Смотрите - вот этот шук.
 

 

 

 

 

 
Посуда и утварь.

 

 

 
И услада женских сердец...

 

 

 

К сожалению, я не всегда физически могу выехать в интересное место и сделать свои снимки. Поэтому вынуждена пользоваться тем, что уже выложил кто-то в Интернет. Я глубоко благодарна этим авторам за возможность пользоваться плдодами их труда. Низкий им поклон!

...Хвалу и клевету приемли равнодушно,
и не оспоривай глупца!

А.С. Пушкин
 
Я - Рита

Ответы

1
Хозяйка Медной горы
  • Регистрация 18 окт 2004
  • Индекс активности 103 333
  • Рейтинг автора 5 441
  • Город Москва
  • Блог 4
  • Рецепты 1817
Вт, 25 фев 2014 07:34
Ряря, очень интересно tender
Пользователь
  • Регистрация 1 июн 2014
  • Индекс активности 6
  • Рейтинг автора 0
Вс, 1 июн 2014 22:06

Ряря !
Очень интересно! Когда-то тоже была на экскурсии в стоянке бедуинов, но жаль,
фото не сохранилось!
Приятные воспоминания!
1

Разместить комментарий

Поделиться

Лучшие авторы недели